Храните архивы
Русский Голливуд – тема не только обширная, но и, к сожалению, не
достаточно изученная. Убеждаюсь в этом всякий раз, когда копаюсь в архивах библиотеки
имени Маргарет Херрик, что в роскошно-снобистском Беверли-Хиллс. Да, да, той
самой Маргарет Херрик (1902-1976), первой и самой знаменитой библиотекарши
Американской Киноакадемии, которая, взглянув на статуэтку кино-академиков,
невольно воскликнула: «Вау, это же вылитый дядюшка Оскар!» Правда, престижную
кинопремию стали официально называть «Оскаром» лет через десять, в конце 30-х,
наверное, после того, как
отцы-учредители киноакадемии воочию удостоверились в сходстве статуэтки
с лысым дядюшкой библиотекарши. А вот библиотеку киноакадемии называли
библиотекой Маргарет Херрик с первого же дня. Ведь во многом благодаря её
усилиям библиотека стала крупнейшим
собранием всяких (научных и ненаучных) сочинений о кино. В ней без особого
труда можно не только уточнить, в какой день недели вышел на экраны тот или
иной фильм, но найти и немало забавного. Кстати, и о русских: например, как
актер Иван Лебедев, в 1953 году в суде опротестовал штраф, выписанный
полицейским Лос-Анджелеса. (Что сегодня может служить учебным пособием для
нынешних «звезд»). Или же прочитать о финансовой пирамиде времен «золотой эры»,
жертвами которой стали актеры, выходцы из России. (К слову, «автор» пирамиды, в
отличие от Мавроди ни дня не просидел, а через пару-тройку лет после «славной»
аферы открыл роскошный ресторан Romanoff.) Сохранилось и
пронзительно-тревожное напутствие курильщикам тяжелобольного Юла Брюнера. (Это письмо, думается, необходимо
приложить к антитабачному закону.) Словом, в залежах сей уникальной библиотеки есть все, что касается
кино. А там, где кино – всегда найдется место забавной истории. Одну из них предлагаю читателям.
Первый фильм MGM
В середине 60-х
прошлого века, меня 16-летнего поразил великий фильм Ингмара Бергмана
«Земляничная поляна». В этом фильме главную роль профессора Борга исполнял
78-летний Виктор Шёстрём... Но что общего у шведа Шёстрема с Голливудом и тем
более у Шёстрема с «андреевским» львом? Да и что такое «андреевский» лев?
Терпение, друзья, это пока заставка!
В апреле 1924 года в
Голливуде было создано объединение – MGM – Метро-Голдвин-Мейер. Фактический хозяин новоиспеченного кино-гиганта,
минский еврей Луис Мейер, решил делать ставку исключительно на «высокую
литературу». Первый фильм «Алчность», доставшийся в наследство от
Голдвин-Студио, был создан по роману Фрэнка Норриса «Мактиг» (режиссер Эрик фон
Штрогейм). Фильм, который снимался в Сан-Франциско, в Сьерре-Неваде и Долине
смерти, длился свыше трех часов и обошелся в полмиллиона долларов. Номинально с
этого фильма берет отсчет история MGM. Но если строго придерживаться голливудской хронике, то
киностудия MGM к этому шедевру не
имела непосредственного отношения. «Алчность» – алчный подарок от Сэмюэля
Голдвина, который при продаже части своей студии специально оговорил пункт об
этом фильме. И на плечи MGM легли только заботы дистрибьюторства. Подлинная же история MGM начинается с другого
фильма. Что же я обнаружил в библиотечных закромах? К моему удивлению, первый
фильм MGM был
снят по пьесе русского автора.
Пощечина – не
оплеуха!
Молодой актер и
режиссер из Швеции Виктор Шёстрём предложил Мейеру экранизацию пьесы Леонида
Андреева «Тот, кто получает пощечины». Довод для руководства, казалось, был
убедительным: в сезоне 1922 года знаменитый «Гаррик-Тиэтр» сыграл около 200
спектаклей по этой пьесе! (Тогда для киномагнатов «главным окном» в кино
служила театральная сцена!)
То, что действие происходит в цирке и средствами кино можно
показать цирковые аттракционы, подкупало руководство MGM. Вспомним слова самого
Леонида Андреева: «Я сочиняю сенсационную драму, где героиня – укротительница
зверей!» Но вот одного из зачинателей «голливудизма» – Луиса Мейера смущало,
что в пьесе, вопреки «голливудским стандартам», герой отравляет героиню! И тотчас же следуют два самоубийства! Шёстрём,
скрепя сердце, согласился изменить финал пьесы, в которой «спор между
язычеством Эллады и христианством, отравившим любовь» (определение самого Леонида Андреева), завершается кровавой
бойней. Клоуна Тота сразили стилетом, а коварного барона и алчного графа
растерзал лев. Итог, вместо самоубийств –
целых три убийства, зато по цирковому эффектно, да и героиня осталась
целехонькой, вдобавок с молодым красавцем-ухажером. Экзистенциальный
андреевский финал заменили эффектной мелодраматической концовкой, характерной
для Голливуда. Но ведь и не следует и забывать, какое было время тогда. Время
немого кино! А то время требовало, чтобы благородная театральная пощечина на
экране смотрелась как звонкая кинематографическая оплеуха! Но мы-то знаем, что
оскорбляющая честь и достоинство пощечина мало напоминает уличную оплеуху! При
этом спешу успокоить поклонников русского классика, агрессивная корреляция MGM не изувечила
очарование пьесы, в которой, по словам Леонида Андреева, «повествуется о
прекрасных богах, мучимых земным засильем». В этой психологически
концентрированной картине, выстроенной Шёстремом не по лекалу знаковой
клоунады, а по печальным законам вселенского лицедейства, сошлись сразу три
«звезды». Наездницу Консуэлу играла канадка Норма Шерер, первая в истории
Американской киноакадемии актриса, удостоенная премии за лучшую женскую роль
(1929-1930). Постепенно вытесняющий Рудольфа Валентино, новоиспеченный «великий
любовник» Джон Гилберт, исполнил роль жокея Безано. А знаменитый клоун,
«человек с тысячью лиц», Лон Чений выступил в роли Того, кто получает эти самые
пощечины. Продюсером фильма «Тот, кто
получает пощечины» стал Ирвинг Толберг. Именно в период работы над этим фильмом
у продюсера и молоденькой актрисы Нормы Шерер, разгорается роман. К слову, через несколько лет они поженятся. И этот
матримониальный акт послужит сюжетом для Скота Фитцджеральда для его романа
«Последний магнат». Фильм по пьесе Леонида Андреева имел грандиозный
успех. Он стал первой продукцией
MGM, но
главное – высоко поднял голливудскую художественную планку. Но это не все! Есть
еще забавная история, связанная с экспрессионистской пьесой русского классика.
Лев в Голливуде?
Ни дня без простоя!
Одного из
внесценических львов в пьесе Леонида Андреева решили воплотить на экране.
Связались с дрессировщиками и за большую сумму (по тем временам, естественно)
царя природы, рожденного в дублинском зоопарке, решили снять в фильме. Однажды
Луис Мейер, прохаживаясь по съемочной площадке, увидел, что прожорливый лев, по
кличке Слатс, преспокойно себе сидит в клетке, уплетая очередную порцию свежего
мяса.
– Почему льва не снимают? – возмутился хозяин MGM, указывая на хищника.
– Я за него уплатил целую пачку долларов, а он еще и ест за наш счет.
– Льва будем снимать только послезавтра, –
ответил ему ассистент режиссера. – Он
занят в финальной сцене.
– Ничего не знаю, – пробубнил Мейер. – Я не
плачу за простой. Снимайте льва. В профиль и анфас. Пригодится!
Пришлось последовать
приказу босса. Льва Слатса снимали в профиль и анфас, голодного перед кормежкой
и зевающего после кормежки, грозного и ленивого!.. Так, благодаря Леониду
Андрееву, родилась эмблема MGM – рычащий лев, в обрамлении латинского изречения Ars Gratia
Artis. И где только
Люис Мейер вычитал декадентскую формулу французского поэта Теофила Готье:
«искусство для искусства»? Неужели в Минске? Остается голливудской тайной! Хотя
во вкусе ему не откажешь. Ведь с экранизации андреевской пьесы «Тот, кто
получает пощечины» берет начало летопись его кино-империи, которая и в
дальнейшем стремилась обращаться к высокой литературе и нередко к произведениям русских писателей.
О демократии сто лет
назад!
Напомню, что
по пьесе «Тот, кто получает пощечины» в 1915 году ставили спектакли в
Московском драматическом театре и в Александринке, а через год был снят фильм в
России. Пьеса получила широкую
известность за рубежом. Ее включили в оксфордский словарь мировых пьес (The
Oxford
Dictionary
of
Plays). Да и современный русский театр нет-нет да и воскрешает из забытья
этот шедевр. Ведь пьеса уникально современная. Не верится? Приведу всего одну
единственную цитату: «Скоро от демократии нельзя будет дышать, Тот.
Ей также нужны шуты. Ты подумай, Тот, какая беспримерная наглость».
Разве Леонид Андреев не наш современник?
© Текст и фотоUS Argus и Рафаэль Акопджанян.
P.S. О льве Слатс я писал еще в 2007 году. Статья была
опубликована в разных изданиях, задолго до того, как информация об
«андреевском» льве появилась в википедии.
No comments:
Post a Comment