Мою статью о «звезде» Федора Шаляпина на бульваре Голливуд,
которую написал в 1998 г., напечатали разные газеты, даже газета «Мир
Аэрофлота».
О разных ликах
голливудского кино красноречиво свидетельствует
стальной мемориал на перекрестке бульваров Ла Брея и Голливуд.
Скульптуры четырех актрис – «архетипа сексуальности» Мэй Вест (1893–1980),
мексиканской аристократки Долоресс дель Рио (1904–1983), китаянки Анна Мэй Вонг
(1905–1961) и афроамериканки Дороти Дэндридж (1923–1965), – подпирают изящную
пирамидку с надписью HOLLYWOOD. А на самой верхушке этой пирамидки – золоченая
статуэтка секс-символа США – Мэрилин Монро (1926–1962). Грациозная «квадрига с
«пампушечкой» наверху не столько напоминает, что кинематограф завоевал мир во
многом благодаря женскому совершенству, сколько – своеобразная дань
«интернациональному вкладу» в американское кино. Свою лепту в триумф Голливуда внесли и выходцы из
России. В чем нетрудно убедиться, прогуливаясь по голливудской Аллее Славы. Около
3000 розовых «звезд» с бронзовыми символами
– кино, театр, телевидение, радио
и грамзапись – красуются на тротуарах самой знаменитой улицы Америки. Номинации
эти были выбраны в 1959 году по числу
престижных премий: «Оскара» и его четырех не менее почетных собратьев –
«Тони» (театральная премия), «Эмми» (премия Академии ТВ), «Пибеди» (премия
журналистам за радиопередачи), «Грэмми» (премия Академии звукозаписи).
(Оговорюсь сразу, мои статьи об актерах и режиссерах из России были в разные годы
опубликованы в разных изданиях, так что в данном случае ограничусь краткими
вехами их биографий.)
*Алла (Левенгтон) Назимова
(1879-1945) была в числе тех, кто в 1898 году составили основу труппы МХТ. Но
уже через пару лет, выйдя замуж за актера-гастролера Павла Орленева, она
пускается в мировое турне. Последнее пристанище – Америка. В Нью-Йорке
исполнительницу Норы из «Кукольного дома» Г.Ибсена уговаривают остаться в США и
сыграть эту же роль на английском. Не зная ни слова по-английски, она уже через
шесть месяцев блистала на Бродвее. Покинув Нью-Йорк, ради новой музы – музы
кино, в Лос-Анджелесе сразу же получает признание. 20 фильмов с ее участием
давно стали классикой. Есть еще один примечательный факт в биографии Назимовой.
Актриса Эдит Лакетт умолила ее стать
крестной матерью своей дочери, в будущем 40-й первой леди США – Нэнси
Рейган.
На одном капустнике
художественников по требованию публики Сергей Рахманинов дирижировал «Танцем
апашей», который исполняли Алиса Коонен и Ричард Болеславский, самые любимые
ученики Станиславского. По-разному сложились судьбы экзотично красивых
ровесников... По-разному они относились и к «системе»... Алиса Коонен,
например, в 1913 году «легкомысленно и жестоко объявила» великому учителю, что
«ушла из Художественного театра». Через семь лет уйдет и Ричард Болеславский.
Значение *Ричарда Болеславского (1889-1937) в кино не до конца было осознанно
современниками. Его во всех обозрениях причисляли к категории
режиссеров-интеллектуалов: не поймешь, то ли голливудская похвала, то ли
хула!.. Наверное, все-таки хула, ведь ни один его фильм не удостоился заветного
«Оскара». «Трудно объяснить почему!» - недоумевают американские исследователи.
Однако то, что сумел создать за неполные семь в Голливуде Ричард Болеславский,
удавалось не многим «великим». В 1932-м Болеславский принимается за фильм
«Распутин и императрица». Сниматься в этой
картине он приглашает знаменитую театральную троицу – сестру и двух
братьев Бэрримор. К слову, книга Болеславского «Актерское мастерство: шесть
первых лекций» – учебник по которому до сих пор совершенствуются в мастерстве
американские актеры – в этом году десять лет назад вышла 60-м изданием. «Он
слабый оттого, что хочет быть сильным. Но у него ничего не выходит», – писал в
1913 году о Ричарде Болеславском Евгений Вахтангов. В этих скупых словах,
кажется, вся жизнь Болеславского: его кратковременный триумф, его
долговременная драма.
Когда в один прекрасный
день неожиданно заговорил Великий немой, повергнув в смятенье признанных звезд
десятой музы, имя американского режиссера *Рубена Мамуляна (1897-1987) стало,
пожалуй, самым популярным в кино. И не только потому, что его картины с
участием Греты Гарбо и Марлен Дитрих обогатили мировую фильмотеку шедеврами.
Мамуляновский метод озвучивания фильмов, – одновременное использование
нескольких микрофонов, – позволил добиться слияния «актерского голоса с
актерской пластикой», снискав ему мировую известность «укротителя звука». Один
из первых создателей звукового кино, он впервые использовал в фильмах «звуковой
монтаж». Рубен Мамулян был необычайно чувствителен к прогрессу и дерзко
использовал в своих картинах технические новинки. В 1935 году в киномире
произошло очередное чудо: на экраны вышла первая трехцветная кинокартина «Бекки
Шарп» (по «Ярмарке тщеславия» У.Теккерея), снискав режиссеру всемирную славу
«укротителя цвета».
*Аким Тамиров
(Оваким Тамирян) родился в зажиточной армянской семье в 1899 года. Его родители
мечтали дать сыну блестящее образование и послали учиться в Москву. Он стал
студентом Московского университета. Но в
те времена студенчество повально «заразилось театром». И нет ничего
удивительного, что Тамиров, бросив университетские занятия, поступает в
театральную студию, где преподает
Станиславский. Молодого армянина
сразу отличает Константин Сергеевич и предлагает штатную должность в
театре. Правда, после американских гастролей МХТ Тамиров со своей супругой
Тамарой Шайн, решают стать «невозвращенцами». Тамировский дебют в кино начался
в 33 года, с маленькой роли в фильме с весьма символичным для любого иммигранта
названием «ОК, Америка!». За свою 30-лентюю кино карьеру он сыграл свыше 100
ролей. Тамиров скончался 17 сентября 1972 года. На следующий день большинство
газет опубликовали некрологи с броским заголовком «Из Москвы – в Голливуд».
Такой маршрут, не всегда усыпанный розами, удавался не всякому иммигранту.
К слову, удостоенная
«звезды» Натали Вуд (1938-1981), – единственная русская, чьи отпечатки рук и
туфелек зацементированы на мемориальной площадке перед «Китайским театром».
Сын скрипача и купеческой
дочки (вспомним, что Анна Павлова была дочерью солдата и прачки), молодой
красавец-балетмейстер *Теодор Козлов (1882-1956) попал в труппу Сержа Дягилева.
Дягилевский преданный летописец С.Лифарь в своей книге называет его «большим
танцовщиком». В период гастролей дягилевского балета в Америке, Козлов на 42-й
стрит открывает школу танцев, чтобы на этой базе создать в США «новый
императорский балет». Но, как известно, без императора не бывает и
императорского балета. Он переезжает в Лос-Анджелес. Ему здесь сравнительно
везет: известный режиссер Сесиль де Милль предлагает Козлову роль ацтекского
принца в своем фильме «Бог забыл женщину». Потом удалось сняться в фильмах «Адамово ребро», «Лодочник с Волги» и
голливудской классики «Царь царей». В некрологе Т.Козлова Variety писала: «Отпевание 74-летнего Теодора Козлова
состоится 26 ноября, в русской православной церкви Св. Богородицы. Приехав в
Голливуд из Москвы 37 лет назад, где он был звездой императорского балета,
снявшись в десятках немых фильмов, он в последние годы своей жизни открыл
балетную студию в Голливуде и поставил несколько балетных спектаклей». За что,
вероятно, и удостоился «звезды».
Кишинёвец
*Льюис Майлстоун, по рождению Лейб
Мильштейн, (1895-1980), –
пока единственный выходец
из России, отмеченный двумя «Оскарами» за свои фильмы: комедию «Два арабских
рыцаря» (хотя с ним был номинирован Чарли Чаплин) и драму «На Западном фронте
без перемен». Правда, потом, вплоть до своей смерти он так и не получил премий
Американской киноакадемии, несмотря на то, что
продолжал снимать фильмы по романам Дж. Стейнбека, Э.М.Ремарка, В.Гюго и
голливудскую классику – «Одиннадцать друзей Оушэна».
Петербуржец *Григорий Ратов (1897-1960) играл и
со стареющей Бет Девис и c молоденькой Мэрилин Монро в
фильме «Все о Еве». Наверное, он единственный русский в Голливуде, который
успешно переборол славянский акцент. Как режиссер (снял около 30 фильмов) он
более известен двумя нашумевшими фильмами – просоветской картиной «Песнь о
России» и скандальной лентой «Оскар Уайльд». Кстати, в фильме «Песнь о России»
состоялся голливудский дебют великого Михаила Чехова. Ратов, помимо «звезд»
первой величины Тайрона Пауэра, Авы Гарднер, в этом фильме собрал многих
русских голливудцев – от Владимира Соколова до Леонида Снегова, от Дины
Снеговой до и Тамары Шайн...
*Анатолий Литвак
(1902-1960) – актер и режиссер, родился в Киеве, в ранней молодости занимался в
театральных студиях Вс. Мейерхольда и Евг. Вахтангова. В начале 20-х прошлого
столетия эмигрировал. Его режиссерский старт был дан в 33 года, в Германии. С
приходом нацистов, переехал в Англию, затем во Францию. Его первый голливудский
фильм – комедия из жизни иммигрантов «Товарищ» (Tovarich). Он снял и ремейк по фильму Марселя Карне «День
начинается». Но среди 20 фильмов особо следует отметить «Анастасию» с Ингрид
Бергман и Юлом Брюнером.
Другой киевлянин – *Льюис
Селжник (1870-1933), продюсер, стоящий у истоков Голливуда, также получил свою
«звезду». Но в истории кино он более известен, как отец создателя картин «Унесенные ветром» и ««Ребекка» Дэвида
Селжника.
Великолепнейший из
«Великолепной семерки», сиамский король из мюзикла «Король и я», первый актер
из России (родился во Владивостоке) обладатель премии «Оскар» Юл Брюнер
(1915-1985), конечно же, имеет свою «звезду». Как и Натали Вуд (1938-1981) –
единственная русская, чьи отпечатки рук и туфелек зацементированы на
мемориальной площадке перед Китайским театром.
Это кино. А что в других
номинациях?
Есть русские «звезды» в
номинации звукозаписи. Неподалеку от «звезды» Мэрилин Монро – «звезда» *Федора
Шаляпина (1873-1938). Великого певца, а не его сына-киноактера, как думают
некоторые. Голливуд помнит и об *Игоре Стравинском (1882-1971), и о *Владимире
Горовце (1904-1989), и о виолончелисте *Натане Мильштейне (1902-1974), и о
могилевце *Израиле Бейлине – Ирвинге Берлине (1888-1989), авторе патриотической
песни «God Bless America». Однако в этой номинации допущены непростительные пробелы. На тротуаре не найти
«звезды» композитора, прожившего, к тому же, долгие годы в Беверли-Хиллс –
Сергея Рахманинова. Нет и Дмитрия Темкина, чье творчество отмечено
несколькими «Оскарами». Кстати, он был продюсером советского фильма
«Чайковский» с И.Смоктуновским в главной роли. Впрочем, количество
российских «звезд» могло быть больше. Ведь почему-то забыли про Михаила Чехова.
Лишились такой «тротуарной» почести Мария Успенская, первая актриса из России
номинированная на «Оскара», упустили из виду и красавицу Ольгу Бакланову. Да и
самый характерный актер Голливуда 30-х – Миша Ауэр не отмечен «звездой».
«Что
бы там ни было, никогда не принимайте жизнь слишком всерьез – вам из нее живьем
все равно не выбраться», – эти слова американского юмориста Кина Хаббарда характеризуют и
голливудские грезы, и голливудскую реальность, да и голливудскую суету!
Текст и фото ©US Argus
и Рафаэль Акопджанян.
No comments:
Post a Comment