Saturday, August 17, 2019

«ЗВЕЗДЫ» ГОЛЛИВУДА – ВЫХОДЦАМ ИЗ РОССИИ


 Мою статью о «звезде» Федора Шаляпина на бульваре Голливуд, которую написал в 1998 г., напечатали разные газеты, даже газета «Мир Аэрофлота».
  
О разных ликах голливудского кино красноречиво свидетельствует  стальной мемориал на перекрестке бульваров Ла Брея и Голливуд. Скульптуры четырех актрис – «архетипа сексуальности» Мэй Вест (1893–1980), мексиканской аристократки Долоресс дель Рио (1904–1983), китаянки Анна Мэй Вонг (1905–1961) и афроамериканки Дороти Дэндридж (1923–1965), – подпирают изящную пирамидку с надписью HOLLYWOOD. А на самой верхушке этой пирамидки – золоченая статуэтка секс-символа США – Мэрилин Монро (1926–1962). Грациозная «квадрига с «пампушечкой» наверху не столько напоминает, что кинематограф завоевал мир во многом благодаря женскому совершенству, сколько – своеобразная дань «интернациональному вкладу» в американское кино. Свою лепту  в триумф Голливуда внесли и выходцы из России. В чем нетрудно убедиться, прогуливаясь по голливудской Аллее Славы. Около 3000 розовых «звезд» с бронзовыми символами    кино, театр, телевидение, радио и грамзапись – красуются на тротуарах самой знаменитой улицы Америки. Номинации эти были выбраны в 1959 году по числу  престижных премий: «Оскара» и его четырех не менее почетных собратьев – «Тони» (театральная премия), «Эмми» (премия Академии ТВ), «Пибеди» (премия журналистам за радиопередачи), «Грэмми» (премия Академии звукозаписи). (Оговорюсь сразу, мои статьи об актерах и режиссерах из России были в разные годы опубликованы в разных изданиях, так что в данном случае ограничусь краткими вехами их биографий.)


  
*Алла (Левенгтон) Назимова (1879-1945) была в числе тех, кто в 1898 году составили основу труппы МХТ. Но уже через пару лет, выйдя замуж за актера-гастролера Павла Орленева, она пускается в мировое турне. Последнее пристанище – Америка. В Нью-Йорке исполнительницу Норы из «Кукольного дома» Г.Ибсена уговаривают остаться в США и сыграть эту же роль на английском. Не зная ни слова по-английски, она уже через шесть месяцев блистала на Бродвее. Покинув Нью-Йорк, ради новой музы – музы кино, в Лос-Анджелесе сразу же получает признание. 20 фильмов с ее участием давно стали классикой. Есть еще один примечательный факт в биографии Назимовой. Актриса Эдит Лакетт умолила ее стать  крестной матерью своей дочери, в будущем 40-й первой леди США – Нэнси Рейган.
На одном капустнике художественников по требованию публики Сергей Рахманинов дирижировал «Танцем апашей», который исполняли Алиса Коонен и Ричард Болеславский, самые любимые ученики Станиславского. По-разному сложились судьбы экзотично красивых ровесников... По-разному они относились и к «системе»... Алиса Коонен, например, в 1913 году «легкомысленно и жестоко объявила» великому учителю, что «ушла из Художественного театра». Через семь лет уйдет и Ричард Болеславский. Значение *Ричарда Болеславского (1889-1937) в кино не до конца было осознанно современниками. Его во всех обозрениях причисляли к категории режиссеров-интеллектуалов: не поймешь, то ли голливудская похвала, то ли хула!.. Наверное, все-таки хула, ведь ни один его фильм не удостоился заветного «Оскара». «Трудно объяснить почему!» - недоумевают американские исследователи. Однако то, что сумел создать за неполные семь в Голливуде Ричард Болеславский, удавалось не многим «великим». В 1932-м Болеславский принимается за фильм «Распутин и императрица». Сниматься в этой  картине он приглашает знаменитую театральную троицу – сестру и двух братьев Бэрримор. К слову, книга Болеславского «Актерское мастерство: шесть первых лекций» – учебник по которому до сих пор совершенствуются в мастерстве американские актеры – в этом году десять лет назад вышла 60-м изданием. «Он слабый оттого, что хочет быть сильным. Но у него ничего не выходит», – писал в 1913 году о Ричарде Болеславском Евгений Вахтангов. В этих скупых словах, кажется, вся жизнь Болеславского: его кратковременный триумф, его долговременная драма.



Когда в один прекрасный день неожиданно заговорил Великий немой, повергнув в смятенье признанных звезд десятой музы, имя американского режиссера *Рубена Мамуляна (1897-1987) стало, пожалуй, самым популярным в кино. И не только потому, что его картины с участием Греты Гарбо и Марлен Дитрих обогатили мировую фильмотеку шедеврами. Мамуляновский метод озвучивания фильмов, – одновременное использование нескольких микрофонов, – позволил добиться слияния «актерского голоса с актерской пластикой», снискав ему мировую известность «укротителя звука». Один из первых создателей звукового кино, он впервые использовал в фильмах «звуковой монтаж». Рубен Мамулян был необычайно чувствителен к прогрессу и дерзко использовал в своих картинах технические новинки. В 1935 году в киномире произошло очередное чудо: на экраны вышла первая трехцветная кинокартина «Бекки Шарп» (по «Ярмарке тщеславия» У.Теккерея), снискав режиссеру всемирную славу «укротителя цвета».
*Аким Тамиров (Оваким Тамирян) родился в зажиточной армянской семье в 1899 года. Его родители мечтали дать сыну блестящее образование и послали учиться в Москву. Он стал студентом  Московского университета. Но в те времена студенчество повально «заразилось театром». И нет ничего удивительного, что Тамиров, бросив университетские занятия, поступает в театральную студию, где преподает  Станиславский. Молодого армянина  сразу отличает Константин Сергеевич и предлагает штатную должность в театре. Правда, после американских гастролей МХТ Тамиров со своей супругой Тамарой Шайн, решают стать «невозвращенцами». Тамировский дебют в кино начался в 33 года, с маленькой роли в фильме с весьма символичным для любого иммигранта названием «ОК, Америка!». За свою 30-лентюю кино карьеру он сыграл свыше 100 ролей. Тамиров скончался 17 сентября 1972 года. На следующий день большинство газет опубликовали некрологи с броским заголовком «Из Москвы – в Голливуд». Такой маршрут, не всегда усыпанный розами, удавался не всякому иммигранту.
К слову, удостоенная «звезды» Натали Вуд (1938-1981), – единственная русская, чьи отпечатки рук и туфелек зацементированы на мемориальной площадке перед «Китайским театром».



Сын скрипача и купеческой дочки (вспомним, что Анна Павлова была дочерью солдата и прачки), молодой красавец-балетмейстер *Теодор Козлов (1882-1956) попал в труппу Сержа Дягилева. Дягилевский преданный летописец С.Лифарь в своей книге называет его «большим танцовщиком». В период гастролей дягилевского балета в Америке, Козлов на 42-й стрит открывает школу танцев, чтобы на этой базе создать в США «новый императорский балет». Но, как известно, без императора не бывает и императорского балета. Он переезжает в Лос-Анджелес. Ему здесь сравнительно везет: известный режиссер Сесиль де Милль предлагает Козлову роль ацтекского принца в своем фильме «Бог забыл женщину». Потом удалось сняться в фильмах «Адамово ребро», «Лодочник с Волги» и голливудской классики «Царь царей». В некрологе Т.Козлова Variety писала: «Отпевание 74-летнего Теодора Козлова состоится 26 ноября, в русской православной церкви Св. Богородицы. Приехав в Голливуд из Москвы 37 лет назад, где он был звездой императорского балета, снявшись в десятках немых фильмов, он в последние годы своей жизни открыл балетную студию в Голливуде и поставил несколько балетных спектаклей». За что, вероятно, и удостоился «звезды».
Кишинёвец *Льюис Майлстоун, по рождению Лейб Мильштейн, (1895-1980), –
пока единственный выходец из России, отмеченный двумя «Оскарами» за свои фильмы: комедию «Два арабских рыцаря» (хотя с ним был номинирован Чарли Чаплин) и драму «На Западном фронте без перемен». Правда, потом, вплоть до своей смерти он так и не получил премий Американской киноакадемии, несмотря на то, что  продолжал снимать фильмы по романам Дж. Стейнбека, Э.М.Ремарка, В.Гюго и голливудскую классику – «Одиннадцать друзей Оушэна».
Петербуржец *Григорий Ратов (1897-1960) играл и со стареющей Бет Девис и c молоденькой Мэрилин Монро в фильме «Все о Еве». Наверное, он единственный русский в Голливуде, который успешно переборол славянский акцент. Как режиссер (снял около 30 фильмов) он более известен двумя нашумевшими фильмами – просоветской картиной «Песнь о России» и скандальной лентой «Оскар Уайльд». Кстати, в фильме «Песнь о России» состоялся голливудский дебют великого Михаила Чехова. Ратов, помимо «звезд» первой величины Тайрона Пауэра, Авы Гарднер, в этом фильме собрал многих русских голливудцев – от Владимира Соколова до Леонида Снегова, от Дины Снеговой до и Тамары Шайн...
*Анатолий Литвак (1902-1960) – актер и режиссер, родился в Киеве, в ранней молодости занимался в театральных студиях Вс. Мейерхольда и Евг. Вахтангова. В начале 20-х прошлого столетия эмигрировал. Его режиссерский старт был дан в 33 года, в Германии. С приходом нацистов, переехал в Англию, затем во Францию. Его первый голливудский фильм – комедия из жизни иммигрантов «Товарищ» (Tovarich). Он снял и ремейк по фильму Марселя Карне «День начинается». Но среди 20 фильмов особо следует отметить «Анастасию» с Ингрид Бергман и Юлом Брюнером.
Другой киевлянин – *Льюис Селжник (1870-1933), продюсер, стоящий у истоков Голливуда, также получил свою «звезду». Но в истории кино он более известен, как отец создателя картин  «Унесенные ветром» и ««Ребекка» Дэвида Селжника.   
Великолепнейший из «Великолепной семерки», сиамский король из мюзикла «Король и я», первый актер из России (родился во Владивостоке) обладатель премии «Оскар» Юл Брюнер (1915-1985), конечно же, имеет свою «звезду». Как и Натали Вуд (1938-1981) – единственная русская, чьи отпечатки рук и туфелек зацементированы на мемориальной площадке перед Китайским театром.
Это кино. А что в других номинациях?


 Есть русские «звезды» в номинации звукозаписи. Неподалеку от «звезды» Мэрилин Монро – «звезда» *Федора Шаляпина (1873-1938). Великого певца, а не его сына-киноактера, как думают некоторые. Голливуд помнит и об *Игоре Стравинском (1882-1971), и о *Владимире Горовце (1904-1989), и о виолончелисте *Натане Мильштейне (1902-1974), и о могилевце *Израиле Бейлине – Ирвинге Берлине (1888-1989), авторе патриотической песни «God Bless America». Однако в этой номинации допущены  непростительные пробелы. На тротуаре не найти «звезды» композитора, прожившего, к тому же, долгие годы в Беверли-Хиллс – Сергея Рахманинова.  Нет и Дмитрия Темкина, чье творчество отмечено несколькими «Оскарами». Кстати, он был продюсером советского фильма «Чайковский» с И.Смоктуновским в главной роли. Впрочем, количество российских «звезд» могло быть больше. Ведь почему-то забыли про Михаила Чехова. Лишились такой «тротуарной» почести Мария Успенская, первая актриса из России номинированная на «Оскара», упустили из виду и красавицу Ольгу Бакланову. Да и самый характерный актер Голливуда 30-х – Миша Ауэр не отмечен «звездой».
«Что бы там ни было, никогда не принимайте жизнь слишком всерьез – вам из нее живьем все равно не выбраться», – эти слова американского юмориста Кина Хаббарда характеризуют и голливудские грезы, и голливудскую реальность, да и голливудскую суету! 
Текст и фото ©US Argus и Рафаэль Акопджанян.

No comments:

Post a Comment