Sunday, December 1, 2019

ИТАЛЬЯНСКАЯ СОТНЯ или ОТ ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЯ К МАДОНЕ



Ржавая водосточная труба разделяет Галилео Галилея
от «отца криптогамии» Пьера Антонио Микели.

Наверно, самое популярное после слова OK во всем мире слово – Office. Откровенно говоря, на меня нагоняет тоску посещение любого офиса, будь то государственного, будь то коммерческого, будь то медицинского. Но во флорентийские «те дни, когда мне были новы все впечатленья бытия», ни свет, ни заря с необычайным подъемом направился в самый желанный офис – музей Уффици (итальянское ufficio и послужило основой для английского «офис»). Флорентийскому «офису», да и всей Флоренции, следует посвящать восторженные оды. Но в настоящем эссе я ограничусь цитатами из одного опуса, который приобрел в книжной лавке на мосту Понте Веккьо да прогулкой по знаменитой скульптурной галерее Уффици. Опус Стефана Спинези «100 итальянцев, оказавших влияние на культуру, науку и политику», то есть взгляд итальянца на великих итальянцев, изданная на английском языке, дополнила мое пребывание в Италии весьма и весьма забавными умозаключениями. Многие страны и народы составляют подобные списки: от Австрии, которая скромно набрала всего 50 великих австрийцев, и до Соединенных Штатов. Правда, в США остановили свой выбор на заглавии с непомерным американским размахом: «1001 человек, которые сделали Америку». К слову, в эту книгу включён всего один армянин. И этот армянин – художник  Аршил Горки (Востаник Адоян). Спешу успокоить армянский народ, «показатель» не так уж и плох, если учесть, что русских в этом списочном издании всего двое – Владимир Зворыкин, запатентовавший в 1923 году иконоскоп, прообраз будущего телевизора, да писатель Владимир Набоков. Хотя армян «сделавших Америку», намного больше. Впрочем, я об этом уже не раз писал. Приведу лишь одну ироничную цитату из моих прошлых эссе: «Ну не смех ли, что в «1001» не включили  Вараздата Казанджяна, основоположника пластической хирургии в США, который за свои 95 лет «сделал», в буквальном смысле этого слова, многие американские лица!» Однако вернемся к С.Спинези. Первое место в своем творении он отводит Галилео
Галилею. И только второе достается Христофору Колумбу. На третье – поставлен лауреат Нобелевской премии за 1909 год, создатель радио Гульельмо Маркони. Четвертым оказался другой нобелянт, ядерщик Энрико Ферми. На пятом – Александр Вольта, изобретатель конденсатора, навеки оставивший потомству свое имя в виде названия единицы электрического напряжения. На шестом – математик, автор энциклопедической «Книги абака» Леонардо Фибоначчи. Собственно, благодаря синьору Фибоначчи, помимо числовой возвратной последовательности – ряда Фибоначчи, мир пользуется еще и цифрами, называемыми арабскими. Ему, как видим, из цифр выпала не римская – VI, а арабская 6. На седьмом вновь физик, ученик итальянца №1 – Эванджелиста Торичелли, знакомый любому школьнику по «торичеллевой» пустоте. В извечном споре, кому же из художников Высокого Ренессанса в будущем достанется пальма первенства, итальянец Спинези взял сторону Микеланджело (9-й), и лишь десятый в этом реестре Леонардо да Винчи. Тут самое место перечислить нумерацию итальянских художников: Чимабуэ – 59-й, 60-е – династия Беллини (Якопо и два его сына – Джованни и Джентиле), Джорджоне – 61-й, историк живописи Джорджо Вазари – 62-й, выше и Рафаэля (63-й), и Сандро Боттичелли (64-й), и Донателло (65-й), и Мазаччо (66-й), и «великолепного авантюриста» Бенвенуто Челлини (67-й). Но не повезло в этом ранжире Тициану (71-й). И совершенно забыт «отец» итальянской скульптуры Никколо Пизано. Что поделаешь, последовал спинезский приказ: «По ранжиру становись!». 



«Отец» итальянской скульптуры Никколо Пизано.

Как бы вопреки устоявшемуся мнению, что итальянцы Аполлону служат старательнее, С.Спинези, дает понять, что многие его соотечественники возложили свою редкостную лепту и на алтарь Эскулапа. Второй десяток списка, полностью посвященный медицине и биологии, возглавляет Джанбатиста Морганье (11-й), основоположник  патологической анатомии. За ним другой анатом – Габриэль Фаллопий (12-й), описавший яйцеводы человека, иначе фаллопиевы трубы, которые, выходит, для цивилизации важнее венозных клапанов, обнаруженных Джероламо Фабрицием (13-й). 14-е имя – Марчелло Мальпиги. Он впервые описал капилляры «как звено кровеносной системы, связывающее венозные и артериальные сосуды». На 15-м – врач, но при этом еще и астроном, и поэт Джироламо Фракасторо. В свое время, в кватроченто, Фракасторо изложил не только сущность инфекционных болезней, но и сочинил оригинальную поэму – «Сифилис, или о галльской болезни». Но самое ошеломительное для меня то, что он на 23 позиций опередил самого Данте (38-й), за которым сразу же следует Макиавелли (39-й), первый подметивший, что в фундаменте развития истории лежит исключительно «материальный интерес». Но не хлебом единым жив человек! Этого не исключает и С.Спинези, поэтому на 40-м – святой Франциск Ассизский. Стало быть, с итальянским влиянием на святость не всё так уж и гладко; в таком влияние преобладает материальный интерес! И это-то в католической стране!.. Перелистывая данный опус, всегда наткнешься на вычурное откровение. Например, 41-й – Джузеппе Мадзини, писатель, борец за национальное освобождение, вслед за которым следует «отец фашизма» Бенито Муссолини (42-й). 



Государственный деятель и историк Франческо Гвиччардини рядом с Америго Веспуччи. И тут не обошлось без водосточной труба.

Отмечен и Америго Веспучи (43-й), благодаря которому Новый Свет получил свое оригинальное имя. Впрочем, особое спасибо Мартину Вальдземюллеру, который четвертую часть света сообразил назвать по имени, а не фамилии флорентийского мореплавателя. Иначе как бы назывались США? Трудно даже себе представить: СШВ – Соединенные Штаты Веспучии! К слову, 43-му сильно досталось в свое время от американского мыслителя Ралфа Уолдо Эмерсона: «Странно, что обширная Америка должна носить имя вора. Америго Веспуччи, торговец маринадом из Севильи, чей высший морской ранг был равен чину младшего лоцмана экспедиции, так и не вышедшей в море, сумел занять в лживом мире место Колумба и окрестил половину земного шара своим бесчестным именем». С 44-м, с Марко Поло, тоже неувязочка получается. Когда я был в Хорватии, меня пригласили на остров Корчула и показали дом, в котором родился «первый из европейцев, описавший Китай и близлежащие страны». И там же мне со всей хорватской обстоятельностью поведали, что Марко Поло – стопроцентный хорват. 45-й – мореплаватель Джон Кабот, от него же пошло каботажное плавание. Я не намерен перечислять всех 100 итальянцев, но вот с «музыкальным влиянием» итальянцев надо бы разобраться, понять, кто же на самом деле «матушке-музыке» дорог! 57-й в этом опусе – первый классик оперы Клаудио Монтеверди, 58-й – создатель «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини. Композиторы, отец и сын Скарлатти (Алессандро и Доменико) 69-е. Вдвоем они без особой натуги оттеснили А.Вивальди (70-й), мастера скрипок Страдивари (72-й), опередив Д.Пуччини (73-й), Артуро Тосканини (79-й),  Гаэтано Доницетти (80-й), но, отдадим должное С.Спинези, Джузеппе Верди всё-таки 49-й. Перед создателем «Декамерона» Боккаччо (50-й), но после изобретателя фортепиано Бартоломео Кристофори (47-й) и автора романа «Обрученные» Алессандро Мандзони (48-й). В списке не значится Гвидо Аретинский, создавший на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю систему сольмизации (те самые «до», «ре», «ми» и т.д.).

 Гвидо Аретинский, создавший на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю систему сольмизации.

Ну, если он не оказал влияние на мировую музыкальную культуру, стоит ли огорчаться, что сыгнорирован флорентинец Жан-Батист Люлли, создатель французской национальной оперы! Во главе следующей полусотни появляются сразу два архитектора – Филиппо Брунеллески (51-й) и Леон Баттиста Альберти (52-й). А почему забыт Донато Браманте, создатель базилики св. Петра в Ватикане? Понятно, список не резиновый, всех не уложить в прокрустово ложе, по имени «100». Вот и приходится после Лучиано Паворотти (88-й), ставить двух голливудских актеров: Роберт де Ниро и Аль Пачино. Для С.Спинези они абсолютно равны по своей значимости. Двоих приговорил на одно место, на 89-е. А что же Джузеппе Гарибальди, памятники которому стоят почти во всех итальянских городах? Он где-то там, почти в конце списка – 76-й.  За ним следует… Ну, как вы думаете, кто? Неужели угадали? Совершенно верно! Чарльз Лучано, гангстер, по прозвищу  Везунчик (77-й). Чем он лучше Аль Капоне (83-й), остается только догадываться. А ведь именно Аль Капоне первым в Америке назвал мафию по-итальянски «коза ностра» («наше дело»). И вдруг, после него всплывает Фрэнк Синатра (84-й). Далее затылок в затылок Мартин Скорсезе (85-й) и Фрэнсис Коппола (86-й). На что же намекает С.Спинези? Стоит поразмыслить!.. И, наконец, современный писатель – Итало Кальвино (87-й). Но не упомянуты нобелевские лауреаты по литературе Джозуэ Кардуччи, Грация Деледда, Луиджи Пиранделло, чья пьеса «Шесть персонажей в поисках автора» оказала влияние на всех последующих драматургов. Во главе восьмого десятка – Энрико Карузо (81). На следующей странице уже Никколо Паганини (82-й), перед Аль Капоне. На 90-м – легенда бейсбола Ди Маджио, который с несравненно большим пиететом упоминается Хемингуэем в «Старике и море»: «Вот бы взять с собой великого Ди Маджио». А на какое место определен Фредерико Феллини? На 74-е, впереди банкира Джианнианни, того самого «отца» Банка Италии, ставшего впоследствии Bank of America. Самый последний десяток возглавляют «друзья советских пионеров», «карандашные» Сакко и Ванцетти (91-е). После них – Бернардо Бертолуччи (92-й). К которому притянуты Витторио де Сика (93-й), Лукино Висконти (94-й), Марчелло Мастроянни (95-й), София Лорен (96-я)… Тут кинематографический ряд прерывается ради Камилы Паджиа (97-я), автора уникального фолианта «Секс, искусство и американская культура», из которой можно почерпнуть, что «бисексуальность – универсальная норма, фотография – сексуальная реальность, а изнасилование всего лишь форма грубой любви». 98-й Франко Дзеффирелли, 99-й – Франк Капра, старейший американский режиссер, и замыкает доблестную сотню  скандально-великая Мадонна. Так определены С.Спинези «100 итальянцев, оказавших влияние на культуру, науку и политику», временные границы которого от основания в IV веке н.э. св. Фабиолой госпиталя для бедных (IV век) и до наших дней.
Перелистывая сей, с позволения сказать, труд, заметил, что присутствуют своим полным отсутствием два великих Карло – Гоцци и Гольдони, сатирик и «отец европейской журналистики» Пьетро Аретино, поэт Лудовико Ариосто, Элеонора Дузе, Томмазо Сальвино, писатель и кратковременный правитель Республики Фиуме Габриеле Д’Аннунцио, основатель футуризма Маринетти, великий неаполитанец Эдуардо де Филиппо,... Не упомянут и Рудольф Валентино. А ведь, когда 23 августа 1926 года в нью-йоркской больнице от перитонита скончался тридцатиоднолетний «великий  экранный любовник», среди его  ярых поклонниц и поклонников прокатилась волна самоубийств. Кто из итальянцев может «похвастаться» подобного рода рекордом? Даже дуче послал на похороны соотечественника представительную делегацию своих чернорубашечников, возложивших от его имени венок с лаконично-претенциозной лентой «От Бенито». А главной недостаток книги синьора Спинези видится в том, что в ней не названы те два
 залихватских неаполитанца, которые лет 150 назад приучили американцев поедать пиццу. Воистину надо быть итальянцем, чтобы так вольно обращаться с великими итальянцами!
По какому принципу строилась этот опус? Согласно ли утверждению итальянского писателя Массимо Бонтемпелли: «Действительно выдающимся человеком может стать лишь тот, кто в повседневной жизни способен оставаться человеком обыкновенным», или дефиниции корсиканцы Бонапарта: «Гениальные люди – это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век»? Тогда почему обделен вниманием, приговоренный к сожжению на костре Джордано Бруно? Хотя, что тут гадать! Неплохо бы повторить слова итальянца № 48 Мандзони: «Действовать без правил – самое трудное и утомительное занятие». От себя добавлю: судить действия без правил утомительно вдвойне!
Впрочем, в галереи Уффици существует особливый «список»: в виде статуй. Некоторых  из них С.Спинези не включил в свою книгу.



Св. Антоний.

Врач Франческо Реди

Анатом Паоло Масканьи.

Андреа Чезальпино.

 «Проигнорирован» св. Антонио, «исключен» врач Франческо Реди, «не упоминаются» анатом Паоло Масканьи, Андреа Чезальпино, в честь которого назван род растений цезальпиния, живописец, скульптор Андреа Орканья, «отец криптогамии» Пьера Антонио Микели, государственный деятель и историк Франческо Гвиччардини, наконец, глава Флорентийской республики, величайший меценат Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный»…

Живописец и скульптор Андреа Орканья.

Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный».

Но не спорить же мне, армянину, живущему в Сан-Франциско, с итальянцем по поводу «100 итальянцев, оказавших влияние на культуру, науку и политику». И в самом деле, какое мне дело до этой книги!.. Ну, во-первых, по данным ДНК в моих жилах течет 8% итальянской крови (какой-то мой дальний предок уволок красавицу-неаполитанку в Эрзерум. Не мудрено: всех моих предков ласково звали Акоп джанами). Во-вторых, подобные списки вносят историческую путаницу. И, в-третьих, прогуливаясь по галерее Уффици,  держа в руках многостраничный опус С.Спинези, в который раз осознал: не следует втискивать красоту мира, в данном случае величие Италии, в сомнительные «сотни». А в доказательство моей правоты предлагаю фотографии скульптур некоторых великих итальянцев, но уже по версии «Галереи Уффици», которые, увы, не вошли в список С.Спинези. Знание, конечно же, – сила. При этом не стоит забывать, что усеченное знание делает людей полуобразованными. И главное соображение: в этой сотне первый номер отведен Галилео Галилею, а последний – Мадонне. Кажется, наглядно проглядывается, согласно С.Спинези, «эволюция» ценностей. А это уже не только итальянская проблема. Или я ошибаюсь?

Текст и фото ©US Argus и Р.Акопджанян






















No comments:

Post a Comment